Понятия со словосочетанием «сапожное ремесло»

Связанные понятия

Реме́сленное учи́лище — ремесленные классы и учебные мастерские, готовившие рабочих-ремесленников, способных к осмысленной работе в данном производстве...
Было открыто в Евпатории в конце XIX в. на средства Потомственного Почётного Гражданина А. М. Гелеловича.

Подробнее: Женское городское училище для бедных девиц им. Гелеловича
Отходники — сезонные работники (преимущественно крестьяне), приходившие на заработки в Санкт-Петербург, из-за чего в народе назывались «питерщиками». Значительную часть заработка отходники отправляли родным в деревню, а скопив денег, возвращались к семье.
Подёнщик (также подёнщица) (устар.) — отличительное название временного рабочего в царской России, занятого подённым трудом, подённой работой (подёнщина). К таковым относились наёмные работники с низким социальным статусом, не владевшие определённой профессией, чаще без всякого образования, выполнявшие неквалифицированную тяжёлую работу и получавшие плату за труд по количеству отработанных дней, а не часов, при этом оплачивался проработанный день, а не выполненная работа.
Волостные училища — начальные школы в России в XIX веке, готовившие писарей для палат государственных имуществ и для сельских управлений. Учреждены в 1830 году. Содержались за счет особого сбора с государственных и удельных крестьян. Волостные училища числились в ведомстве приказов общественного призрения, в них было до 10 % крестьянских детей (мальчиков) школьного возраста, которых обучали чтению, письму и канцелярскому делу. В 1860-е годы, согласно новому положению о государственных и удельных...
Школы-коммуны — учебно-воспитательные заведения интернатного типа, появившиеся в 1918 году в РСФСР в соответствии с «Положением о единой трудовой школе РСФСР». В основном входили в систему опытно-показательных учреждений (ОПУ) Наркомпросов республик, на практике разрабатывая советскую педагогику и идею трудовой школы.Были школы-коммуны 1-й ступени (4-7 лет обучения) и 2-й ступени (9 лет обучения). Иногда при них имелись детский сад и профшкола. В школы-коммуны принимались дети красноармейцев, бедняков...

Подробнее: Школа-коммуна
Приписные крестьяне — в России XVII — первой половине XIX века государственные, дворцовые и экономические крестьяне, вместо уплаты подушной подати работавшие на казённых или частных заводах и фабриках, то есть прикреплённые (приписанные) к ним. В конце XVII в. и особенно в XVIII в. правительство для поддержки крупной промышленности и обеспечения её дешёвой и постоянной рабочей силой широко практиковало приписку государственных крестьян к мануфактурам на Урале и в Сибири. Обычно приписные крестьяне...
Цифирная школа — школа в системе начального образования в Российской империи, созданной в начале XVIII века по указу Петра I. К 1744 году все цифирные школы были закрыты.
Было открыто в Евпатории (1865). Принимали не только караимок, но и всех желающих. Обучение было платным. Преподавали Закон Божий, русский язык, историю, арифметику, географию, чистописание, рисование, рукоделие; факультативно: французский и греческий языки, музыку.

Подробнее: Караимское женское училище для девиц
Ремесленники (также «цеховые») — сословие в Российской империи, занимавшееся ремеслом.
Ку́чер (от нем. Kutscher, устар. возни́ца) — человек, управляющий упряжными лошадьми, с передка, сидя на ко́злах, или с грядок повозки.
Затрапе́зные (также встречается Затрапезновы) — ярославская купеческая семья, несколько членов которой принимали участие в создании и развитии русской мануфактуры при Петре Великом и в накоплении личного, огромного по тому времени, богатства. Основатели и первые директора ярославской полотняной мануфактуры — одной из самых первых и крупных в их время в стране.
Лашманы (Laschmann, от н.-нем. laschen — обрубать, отесывать, обделывать и Маnn — человек) — государственные крестьяне, участвующие в заготовке корабельного леса для постройки флота России. В начале царствования Петра Великого заготовка корабельного леса в Азовской и Казанской губернии и доставка его в адмиралтейства производилась на счет денежной повинности «с уездных людей Казанской губернии». Указом 31 января (11 февраля) 1718 года повелено: в Казанской, Воронежской и Нижегородской губерниях и...
Ма́лая арте́ль — кооператив, созданный декабристами в 1834 году в Петровском Заводе.
Малые народные училища — начальные учебные заведения для непривилегированных сословий с 2-годичным сроком обучения в Российской империи.
Челядник ― ремесленник у цехового мастера в городах Польши и Великого княжества Литовского.
Гарнизо́нная школа (фр. garnison от garnir — снабжать, вооружать, также полковая школа) — военное учебное заведение, дававшая начальное образование для детей лиц солдатского сословия, располагавшееся в гарнизоне (полку) Императорской армии и подготовки их к службе в РИА на определённых должностях. Матросских детей обучали в адмиралтейских школах.
Дворовые люди, дворня — особый разряд крепостных крестьян, которых их господа использовали в качестве домашней прислуги.
Посессионные крестьяне — категория крепостных крестьян в Российской империи XVIII — первой половине XIX века, закреплённых за посессионными мануфактурами.
Техноло́гия (труд) — один из учебных предметов в средней общеобразовательной школе, продолжающийся с первого по девятый (иногда 10) классы.

Подробнее: Трудовое обучение в школе
Дом трудолю́бия — возникшая в конце XIX века в России форма помощи незащищённым слоям населения и их социализации путём предоставления оплачиваемой работы, пропитания и иногда жилья.
Вы́сшие нача́льные учи́лища — общеобразовательные заведения Российской империи, промежуточные между начальными и средними.
Коле́сник — ремесленник, изготовлявший колёса, телеги и кареты. Опыт колесников был востребован вплоть до индустриальной революции, однако с внедрением массового производства эта профессия практически вымерла.
Школа фабрично-заводского ученичества, школа ФЗУ (часто ошибочно — фабрично-заводское училище) — низший (основной) тип профессионально-технической школы в СССР с 1920 по 1940 год.
Училище было построено в 1912 г. (Евпатория) и существует по настоящее время — Прибрежненский сельхозтехникум. Содержалось училище на средства государства, частные пожертвования и проценты от капитала В. Тонгура.
Арте́ль — добровольное объединение людей для совместной работы или иной коллективной деятельности, часто с участием в общих доходах и общей ответственностью на основе круговой поруки.
Сибирские па́шенные крестья́не – государственные крестьяне в России, обрабатывающие казённые (государственные) пашни в Сибирских землях.
Посессионное право (лат. possessio — владение) — один из видов имущественного права в Российской империи XVIII—XIX столетий. Заключалось в передаче промышленникам и предпринимателям недворянского происхождения крестьян и земли в целях развития фабричного производства.
Горнозаводские крестьяне — разряд крепостных крестьян в России, обязанных, кроме занятия земледелием работать на горных заводах. Возник в XVII веке в связи с зарождением горной промышленности на Урале, в Карелии и частично на Алтае.
Однодворческие крестьяне — крестьяне Российской империи, принадлежащие однодворцам. Однодворцы могли владеть землёй (крестьянам, за исключением отдельных северорусских местностей и Смоленска, это не разрешалось). Это право однодворцам давало их происхождение от служилых людей.
Крестья́нин (мужик, землепашец, земледелец, селянин, поселянин, сельский обыватель) — сельский житель, занимающийся возделыванием сельскохозяйственных культур и разведением сельскохозяйственных животных как своей основной работой.
Кантони́сты — малолетние и несовершеннолетние сыновья нижних воинских чинов, принадлежавшие к военному званию, то есть к военному ведомству, и в силу своего происхождения обязанные служить в Вооружённых Силах России.
Гуля́щие лю́ди, называемые также захребетники или подсуседники — в России XVI—XVIII веков, разряд населения, состоявший из вольных, не приписанных ни к служилым, ни к посадским, людей; это были отпущенные на волю господами слуги, выходцы из плена и вообще не записанные в писцовые и переписные книги. Подобно холопам, гулящие люди не несли никаких государственных повинностей и не платили податей; пользуясь свободой передвижения, они занимались ремёслами, жили работой по найму, за чужим «хребтом», как...
Нерчинская навигацкая школа — учебное заведение, работавшее в Нерчинске с 1755 по 1765 годы.
Наро́дные худо́жественные про́мыслы (народное ремесло) — изделия, изготовленные из простых подручных материалов при помощи несложных инструментов. Этот традиционный вид промысла разнообразен творческими видами деятельности, где вещи создаются собственноручно.
Не следует путать с духовными семинариями, готовившими духовенство.Учи́тельская семина́рия — среднее специальное учебное заведение, предназначенное для подготовки преподавателей начальной школы.

Подробнее: Учительская семинария
Тряпичник (костяник, крючочник) — в прошлом (XIX-XX вв.) скупщик тряпья и хлама (бутылок, бумаги, костей, лаптей, верёвки и т. п.).
Скоба́рь — кузнец по изготовлению металлических скоб, гвоздей, подков, прутьев, а также торговец этими изделиями. Впоследствии слово стало обозначать грубого, невоспитанного человека.
Комме́рческое учи́лище в Российской империи — среднее учебное заведение, дававшее своим воспитанникам образование для работы в сфере торговли и коммерции.
Пензенское землемерное училище — учебное заведение в городе Пензе, готовившее кадры землемеров (межевых техников). Открыто 1 сентября 1875 года. Являлось вторым по счёту землемерным училищем, открытым в России начиная с 1873 года после принятия решения о расформировании Школы межевых топографов.
Мануфакту́ра — это предприятие, основанное на ручном труде наёмных работников, где существует разделение труда на отдельные производственные операции.
Желдаки (польск. Żoldak, нем. Söldner) — военнослужащие по найму, солдаты, набиравшиеся при царе Алексее Михайловиче в особые полки (с 1653 года) из беспоместных дворян и детей боярских, не состоявших на службе, a также из «стрельцовых племянников, зятьев, приемышей, половинщиков и всяких захребетников, a также дворников, которые не крепостные холопи и не пашенные крестьяне».
Земледельческие училища и школы как средние учебные заведения, впервые появились в России в конце XVIII века.
Шко́ла фабри́чно-заводско́го обуче́ния (школа ФЗО) — низший (основной) тип профессионально-технической школы в СССР. Школы ФЗО были созданы на основе школ ФЗУ. Существовали с 1940 по 1963 год.
Московское Александровское коммерческое училище — среднее специальное учебное заведение для приготовления к торговой деятельности юношей из купеческих, мещанских, ремесленных и крестьянских семей.
Слойд (швед. Slöjd - ремёсла) — система учебного ручного труда в общеобразовательных школах (урок труда), направленная на развитие у детей трудолюбия и уважения к физическому труду, а также на приобретение начальных трудовых навыков.
Педагогические классы — существовали при женских гимназиях ведомства министерства народного просвещения Российской империи, начиная с 1874 года, когда было издано «положение о 8-м классе»: восьмой класс предназначался для практического ознакомления учащихся с педагогической деятельностью.
Васильковы — тульские купцы 1-й гильдии, потомственные почётные граждане, фабриканты. В первой половине XIX века купцы называли себя Весельковыми, а не Васильковыми.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я